понедельник, 23 июня 2014 г.

Марафон "Мечта идиота". Глава 9.

О проекте можно узнать ТУТ.

 

Илья Ильф и Евгений Петров

Золотой телёнок

 

Глава 9.

  Снова кризис жанра. 


В этой главе, наконец-то, появляется прекрасная героиня - Зося Синицкая.



  Сегодня, наконец, он решил объявить Зосе о своих чувствах и предложить свою руку, где бился пульс, маленький и злой, как хорек, и свое сердце, стянутое сказочными обручами.


– Да, да, – сказал он, – живешь так в одиночестве, не зная наслаждений.
– Чего, чего не зная? – оживилась Зося.
– Не зная женской привязанности, – заметил Корейко спертым голосом.


Из названий:

 галстук «Мечта ударника», толстовка-гладковка, гипсовая статуэтка «Купающаяся колхозница» и дамские пробковые подмышники «Любовь пчел трудовых»;

журнальный отдел "Шевели извилиной";

[Справка: От­дел «Шевели мозгами» существовал в журнале «Чудак» в 1928-30. Одна из серий огоньковской «Викторины» называлась «Шевельните мозгами]

... гражданин Корейко схватил со стола пепельницу, на которой был написан дореволюционный лозунг: «Муж, не серди свою жену», и стал внимательно в нее вглядываться.


Из запоминающегося поэтического:

...шептал он (Синицкий), шевеля бледными, как сырые котлеты, старческими губами.

 Черноморский полдень заливал город кисельным зноем.
 -------------------------------------------------
----------------------------------------------------------
Мои разъяснения:

 – В кино хочется, – капризно сказала Зося. – Орехов хочется, сельтерской с сиропом.

СЕЛЬТЕРСКАЯ ВОДА (зельтерская вода), минеральная вода источников Зельтерса (Оберзельтерс и Нидерзельтерс, Германия), а также аналогичная искусственная столовая минеральная вода…
 ------------------------------------------

 Рядом с ним дремал широкоплечий малый, свесив набок голову в стетсоновской шляпе с дырочками.
 Стетсоновская (иначе – ковбойская) шляпа. Высокая шляпа из фетра с очень широкими полями Стетсоновские шляпы считаются одним из символов истории США и американского духа.
 (кстати, в фильме у Балаганова был совсем другой головной убор :))) )

– Ну, – сказал Остап очнувшемуся Балаганову, – заседание продолжается. Подавайте сюда вашего подпольного Рокфеллера. Сейчас я буду его раздевать. Ох, уж мне эти принцы и нищие!

Очень любопытно, что первым кто встретился Антилоповцам при въезде в Черноморск был именно Корейко...
Это судьба...  :)))

 Кстати, натурные съемки Черноморска проводились в Одессе, которая действительно послужила прототипом для Черноморска у авторов литературного первоисточника.
 
 Ну вот мы и закончили читать Часть первую.
Завтра предлагаю прочитать 10, и так как она маленькая (и к тому же я прохалтурила в выходные :))) ),  то прочитаем и 11-ю.

Дополнение к предыдущей 8 главе. 


Картины из овса - это реальный факт!!!

С течением времени Мухин стал употреблять и другие злаки. Имели громовой успех портреты из проса, пшеницы и мака, смелые наброски кукурузой и ядрицей...— Соавторы прозорливо отметили начало тенде­нции, которой предстояла большая будущность в искусстве 30-х гг. Картины из злаков, гаек [см. далее в этой главе] и иных трудовых эмблем становились заметным явлением парадного, с ориентацией на народность и производство, стиля первых пятилеток. Е. Гинзбург (видимо, с какими-то неточ­ностями в датах) рассказывает о «культе личности» одного из местных руководителей — секретаря Казанского обкома партии М.Разумова, чья карьера пошла в гору в 1930-31. По словам мемуаристки, «в 1933 г., когда за успехи в колхозном строительстве Татария была награждена орденом Ленина, пор­треты Разумова уже носили с песнопениями по городу, а на с.-х. выставке эти портреты были выполнены инициативными художниками из самых различных злаков, от овса до чечевицы. Мы, близкие приятели Разумова, еще задолго до того, как аналогичная ситуация была описана Ильфом и Петровым, поддразнивали своего секретаря: — Михаил Осипович, вам ночью воробьи глаза выклевали. Посмотрите» .
Живопись злаками начинала входить в моду еще в 20-х гг. В журнале «Тридцать дней», напр., сообщалось о 17-летнем крестьянском самоучке, изготавливающем портреты М. И. Ка­линина и других вождей: «На фанеру наклеиваются столярным клеем различные семена, подобранные по цвету. Затем все это заливается лаком». {Источник}

 

 [В Москве] один художник сделал картину из волос. Большую картину со многими фигурами, заметьте, идеологичес­ки выдержанную, хотя художник и пользовался волосами беспар­тийных,был такой грех. Но идеологически, повторяю, кар­тина была замечательно выдержана.— Картины из волос, как и из семян, были реальностью. Т. В. Солоневич сообщает, что московский парикмахер Барухов сплел из волос клиенток пор­трет Ленина и картину «Штурм Зимнего дворца»; оба произ­ведения он подарил Совнаркому (факт относится к 20-м гг. (до 1927). (Подробнее можно посмотреть ТУТ).


Вот на сегодня пока всёёёёёёёёёёё!!!

Всем добра, радости и приятного чтения!!!

                                                                                                                 М.А.




2 комментария:

  1. Маша, здравствуйте! Были проблемы с доступом к Интернету, поэтому читала книгу, а Ваши посты не могла! Наверстываю упущенное! Спасибо за интересный рассказ о необычных картинах!
    Какой же роман без любовной интриги или ее подобия! Вот и здесь Зося была необходима! Я продолжаю обращать внимание на приметы времени: профессия ребусник ( есть ли такая сейчас?) и сколько названий разных логических и словесных задач: шарады, шарадоиды, ребусы, логогрифы, арифмомоид... А замечательное устаревшее значение слова нахлебеник!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья!!! Рада, что продолжаете читать вместе со мной :))) Я тоже немного не выполняю свои обязанности во время... лето...
      Профессии ребусник наверно уже нет, но помнится ещё совсем недавно очень активно приветствовались сканвордисты - люди, составляющие сканворды, да и сейчас во многих журналах и газетах непременно присутствуют кроссворды-сканворды и т.п. Кто то же это составляет... правда наверно официально такой профессии нет :)))

      Удалить