Совсем недавно познакомилась с одним интересным блогом "Шимка-Шимушка", её автор Елена проводит читательские конкурсы.
Для меня это было просто подарком судьбы. Я просто не могла пройти мимо, давно мечтала поучаствовать в подобном проекте, т.к. читать я всегда любила, но в последнее время честно говоря ленюсь... и мне нужен небольшой стимул... Вот я его наконец и нашла!!!! (Спасибо, Елена, тебе огромное!!!)
Было предложено на выбор 5 пьес... Начала я с
"Визита старой дамы" Фридриха Дюрренматта. Выбрала эту пьесу, потому что смотрела фильм ещё в детстве и после не однократно (я обожаю советский кинематограф). Фильм "Визит дамы", 1989 г. режиссера Михаила Казакова - блестящий, с прекрасным созвездием актеров, в главных ролях Екатерина Васильева и Валентин Гафт.
У меня есть один пунктик... Я очень люблю сравнивать книгу с её экранизацией. Но мне больше нравится сначала прочитать, а потом посмотреть. На этот раз получилось наоборот... ну, ничего и так бывает... Так как речь идет о книге, то фильм пока оставлю в покое...
Книга достаточно провокационная...
Действие разворачивается в обнищавшем провинциальном городке, некогда процветавшем, в который приезжает знаменитая мультимиллиардерша Клара Цаханассьян, родившаяся в этом городе. Горожане, в надежде, что бывшая соплеменница поможет им поправить их дела, устраивают ей торжественный радушный прием.
Миллиардерша готова подарить городу миллиард в обмен на справедливое правосудие - убить одного из сограждан, своего друга юности Альфреда Илла, который предал её, подкупив правосудие и тем самым обрек на изгнание из города и нищенское существование.
Сначала горожане с негодованием категорически отвергают предложение, но постепенно все же начинают "влезать в долги", начинают красиво и шикарно одеваться, покупать хорошие и дорогие продукты, вещи, автомобили... Город начинает отстраиваться... Не смотря на то, что предложение не принято, каждый в душе надеется, что кто-нибудь рано или поздно приведет приговор в исполнение. Кто-нибудь, но не он - никто не хочет марать руки. Одновременно все повторяют: "всё перемелется, всё обойдется".
Все осуждают поступок Илла всё больше и больше, и в конце концов говорят о том, что он заслуживает смерти и предлагают ему самому покончить со всем этим и избавить жителей от тяжких мук совести. На что Илл им отвечает:
"Я вынес все муки ада! Я видел, как вы погрязаете в долгах, как с ростом достатка ко мне все ближе подкрадывается смерть. Если бы вы избавили меня от этого страха, от этой медленной пытки, все было бы иначе и я взял бы у вас ружье. Ради вас. Но я сам поборол свой страх. Сам. Мне было тяжко, но я это сделал. И пути назад нет. Вам придется стать моими судьями. Я подчинюсь приговору, каким бы он ни был. Для меня это будет правосудием, чем это будет для вас - не знаю. Дай Бог, чтобы приговор не сокрушил вас самих. Можете меня убить, я не стану молить о пощаде, протестовать, защищаться, но избавить вас от этого поступка я не могу."
Но люди уже настолько уверовали в свою правоту и настолько ослеплены своим внезапным богатством, что они приводят приговор в исполнение без чувства зазрения совести, а наоборот, с чувством долга.
"Ничего нет кошмарнее бедности"-
говорят они. Материальный достаток они ставят выше моральных качеств, они забыли, что такое сострадание и милосердие. Но есть все же "луч света" - это учитель, который пытался взывать к совести горожан, но был подавлен и в конце концов спивается, что бы не видеть этого кошмара.
В нашем фильме все не так мрачно (всё же наше советское кино, воспитывало в людях добропорядочность и культивировало в зрителях веру в "светлое будущее", оставляя надежду на лучший итог). Поэтому в фильме жена не отворачивается от Илла, несмотря на то, что ей очень тяжело переносить все то, что она узнала о муже и все, что происходит вокруг (в отличие от книги, там она также как и все его осуждает: "А за что я должна страдать?") .
По режиссерской задумке Илл САМ умирает от разрыва сердца, не перенеся мук совести. Все-таки режиссер не допустил горожанам совершить грех смертоубийства.
Ещё одно различие фильма с книгой - это героиня. Автор пьесы показал её жестоким, бездушным самодуром, меняющей мужей каждый день. Хозяйка жизни, хозяйка всего мира. Ради мести, которую она готовила много лет, она инкогнито скупала весь город, разоряя его и доведя его горожан до такой черты нищенства, когда моральные качества становятся не так важны по сравнению с обретением вновь достатка.
"Гуманизм, господа, - бизнес миллионеров. С моими же капиталами устраивают мировой порядок. Мир сделал из меня публичную девку, теперь я сделаю из него публичный дом. Нет денег, расплачивайтесь другим способом, если хотите уцелеть. Честен тот, кто платит, а я плачу. Хотите достатка? Я дам вам его в обмен на мертвеца."
В фильме последний вскрик Клары, после того как сообщили, что Илл умер, показывает, что не смотря на всё, в ней ещё есть что-то человеческое, что-то хорошее. Она должна была отомстить и она отомстила. Может быть это показывает, что она сама не была до конца уверена, что приговор будет исполнен (а может даже и не хотела в глубине души). Таково видение режиссера (за что я и люблю наши советские фильмы, что они заставляют думать и додумать, что могло бы произойти).
Фильм, в отличии от пьесы, все же оставляет нам надежду, что не так уж плох человеческий род.
Автор называет свою пьесу комедией... Но я думаю, что комичность только лишь в самой сути происходящего, т.е. то что такого быть не может, не может одновременно весь город быть настолько бездушными эгоистами, забывшими о милосердии и потерявшими грань между хорошо и плохо, способные продать жизнь одного (пусть даже никчемного) взамен богатства и роскоши для всех остальных.
Вообще читать пьесу, конечно стоит... Стоит и подумать, как бы ты поступил на месте героев книги?... Какой бы выбор ты сделал?... и был бы он правильный?
Хотела написать о книге, заодно и фильм прорекламировала. :))
Есть ещё экранизации данной пьесы: "Визит" (1964) - фильм совместного производства США, Франции, Италии и ФРГ, режиссер- Бернхард Викки
и "Визит старой дамы" - немецко-австрийский фильм 2008 года, режиссёр — Николаус Лейтнер.
Моё знакомство с "Дамой" ещё не закончено (я люблю сравнить несколько мнений).
Так что читайте книгу, смотрите фильм и решайте для себя вопрос что такое хорошо и что такое плохо...
P.S. То, что написано в данном посте - мое личное мнение и оно может отличаться от вашего...
М.А.
29 января 2014 года
Посмотрела оба фильма, о которых упоминала выше и не могу не поделиться впечатлениями.
Они очень разные... и конечно же не похожи на наш фильм (он вне конкуренции, я за наш отечественный кинематограф :)) )
В начале я смотрела немецкий фильм "Визит старой дамы" 2008 года. В главных ролях Кристиана Хёрбингер и Михаэль Мэндль. Фильм типично немецкий (даже если изначально не знать, что немецкий, то все равно видно), действие перенесено в наши дни. В большей степени показана явная агрессия жителей города по отношению к Иллу, буквальная травля как зверя, переходящая в публичный суд и казнь.
Героиня же наоборот представлена 100% жертвой обстоятельств. Это современная деловая женщина, без малейшего внешнего проявления эмоциональности. Чисто по-немецки убраны многие детали (которые в пьесе складывают определенный образ героини), ни тебе многочисленных мужей, ни слова о аморальном прошлом, ни отблеска взбалмошности и цинизма, только холодный деловой подход к делу (мести). Лишь в конце обвинение жителей города в убийстве и нежное прикосновение к уже мертвому Иллу, "выдает" её.
Второй фильм "Визит" 1964 года очень мне понравился (даже уже тем, что он черно-белый). В главных ролях Ингрид Бергман и Энтони Куинн. В этом фильме режиссер позволил себе больше вольности отступить от пьесы. Имена изменены, проходит не 40, а 20 лет, таким образом дама возвращается в родной город ещё молодой, красивой, шикарно одетой, настоящая королева жизни. В даме здесь я увидела что-то ведьминское, как она смотрит, какие взгляды бросает, злорадная улыбка. А сцена на площади с выдачей товаров в кредит - ни много-ни мало сцена из Булгакова - Воланд в театре дает представление.
Люди представлены в фильме очень низменными и порочными, травля человека доставляет им удовольствие, они смеются ему в лицо, издеваются над ним. А когда провозгласив приговор получают чек раздается бурное радостное ликование. То, что они только что приговорили одного из них ничто по сравнению с деньгами.
Мне очень симпатизирует концовка фильма: после оглашения приговора на городской площади дама отдает чек и требует, что бы приговоренного оставили в живых, чтобы он напоминал им о их низменном поступке, о их пороках, что бы он был их ходячей совестью.
Вот такая пьеса и такие разные мнения...
М.А.
29 января 2014 года
Посмотрела оба фильма, о которых упоминала выше и не могу не поделиться впечатлениями.
Они очень разные... и конечно же не похожи на наш фильм (он вне конкуренции, я за наш отечественный кинематограф :)) )
В начале я смотрела немецкий фильм "Визит старой дамы" 2008 года. В главных ролях Кристиана Хёрбингер и Михаэль Мэндль. Фильм типично немецкий (даже если изначально не знать, что немецкий, то все равно видно), действие перенесено в наши дни. В большей степени показана явная агрессия жителей города по отношению к Иллу, буквальная травля как зверя, переходящая в публичный суд и казнь.
Героиня же наоборот представлена 100% жертвой обстоятельств. Это современная деловая женщина, без малейшего внешнего проявления эмоциональности. Чисто по-немецки убраны многие детали (которые в пьесе складывают определенный образ героини), ни тебе многочисленных мужей, ни слова о аморальном прошлом, ни отблеска взбалмошности и цинизма, только холодный деловой подход к делу (мести). Лишь в конце обвинение жителей города в убийстве и нежное прикосновение к уже мертвому Иллу, "выдает" её.
Второй фильм "Визит" 1964 года очень мне понравился (даже уже тем, что он черно-белый). В главных ролях Ингрид Бергман и Энтони Куинн. В этом фильме режиссер позволил себе больше вольности отступить от пьесы. Имена изменены, проходит не 40, а 20 лет, таким образом дама возвращается в родной город ещё молодой, красивой, шикарно одетой, настоящая королева жизни. В даме здесь я увидела что-то ведьминское, как она смотрит, какие взгляды бросает, злорадная улыбка. А сцена на площади с выдачей товаров в кредит - ни много-ни мало сцена из Булгакова - Воланд в театре дает представление.
Люди представлены в фильме очень низменными и порочными, травля человека доставляет им удовольствие, они смеются ему в лицо, издеваются над ним. А когда провозгласив приговор получают чек раздается бурное радостное ликование. То, что они только что приговорили одного из них ничто по сравнению с деньгами.
Мне очень симпатизирует концовка фильма: после оглашения приговора на городской площади дама отдает чек и требует, что бы приговоренного оставили в живых, чтобы он напоминал им о их низменном поступке, о их пороках, что бы он был их ходячей совестью.
"Можете оставить деньги себе, может на них вы сможете купить себе совесть."Кроме этого она помогает девушке, которая как и она в юности попала в такую же ситуацию, выбраться из этого города и начать новую жизнь.
Вот такая пьеса и такие разные мнения...
Браво!
ОтветитьУдалитьЕлена, благодарю!!!
УдалитьОчень интересно, спасибо!)))
ОтветитьУдалитьСветлана, очень приятно :))
Удалить